Отзыв Тех. характеристики
Lada (ВАЗ) 2108 1.3 МТ 1988 г.
Хэтчбек, 1.3 л, механика
Пробег 450000 км
Оценки
Дизайн
Комфорт
Управляемость
Эргономика
Надежность
Обслуживание и ремонт
Общая оценка
4
Общее впечатление
Эту машину покупал ещё мой отец в те далёкие годы, когда за всем были очереди: за колбасой, за маслом, за джинсами, за коврами, за телевизорами... Впрочем, за телевизорами было чуть позже. Но за автомобилями были очереди почти до самого развала СССР. И брали чаще не то, что хочется больше, а то, что дают. Дефицит со временем стал спадать, да и машина была переписана потом по разным соображениям на меня. Но это было позже...
Вот так, начиная с 1979 года в нашей семье побывала сначала "копейка", потом - "тринадцатая" (ну-ка, знатоки, кто помнит, что это такое?), а уж потом - ВАЗ-2108. Модного в те времена цвета "сафари", с гранёной внешностью.
Честно говоря, мне не очень-то хотелось, чтобы у нас появилась "восьмёрка". Были сомнения в надёжности, ремонтопригодности (О! Это качество тогда ценилось чуть ли не выше всего!), да и обилие (как тогда казалось, даже излишество) пластмассы очень настораживало. Но всё оказалось куда лучше, за исключением некоторых "но".
Первое "но" - не повезло с двигателем: десять тысяч км - и замена по гарантии: обрыв клапана, пробой поршня и цилиндра... и месяц с лишним ожиданий нового "сердца". Потом - снова обкатка, а через некоторое время - проблемы: то прокладку под головкой пробъёт, то поршни прогорят. Был период, когда за 10 тысяч км поршни с кольцами менялись пять раз. Нет, это не кривость рук хозяина, просто тогда было много запчастей сомнительного качества (в том числе и от АвтоВАЗа), дефицит не только "93-го" бензина, а бензина вообще, плюс откровенно плохое "жигулёвское" масло. А ездили довольно много: Тува, Казахстан. Да и дороги Красноярского края исколесили вдоль и поперёк. И с грузом (даже с перегрузом), и без.
Помню, как через год после покупки ездили в Казахстан (порядка 3000 км в один конец) - вчетвером, с полным багажником и грузом на крыше. 120 - 140 по казахским дорогам - без особого напряга: машина выдержала. Помню поездку в Туву, когда на перевалах крошили большие камни мощным самодельным щитом под силовым агрегатом - так же с перегрузом. И ничего!
Автомобиль тогда казался чуть ли не верхом совершенства, удобства, комфорта и прочего, прочего, прочего. Ну скажите, сколько автомобилей в мире обладают таким острым и чутким рулём? Когда яму на дороге уже из-за капота не видно, скорость приличная, а небольшой качок рулём вызывал почти мгновенную реакцию и объезд ямы! Или резвый разгон, когда иногда можно было почувствовать себя на дороге чуть ли не королём дороги? А мощный галогенный свет фар? А большие стёкла, через которые, казалось, видно всё? А удобство управления, посадки?
Нет, не спорю, даже в те далёкие времена были автомобили и быстрее, и комфортнее, и хорошо управлялись, и позволяли получить истинное удовольствие от вождения. Даже среди автомобилей нашего производства были такие, которые в чём-то превосходили "восьмёрку" - у того же "41-го" Москвича посадка была немного удобнее, а про ремонтопригодность Волги ходили легенды. Но самым сбалансированным, и, что важно, крепким автомобилем "на каждый день" была "восьмёрка".
Нет, этот автомобиль я буду помнить до конца своих дней. Несмотря на то, что уже не первый год езжу на "японцах". Это был друг, который не роптал на жизнь, это был член семьи, который был готов помочь, даже если сам "болел": надо - значит надо. И несмотря на то, что он пережил замену двигателя по гарантии, замену двигателя после 150 тысяч км. И несмотря на четыре крупных аварии. И только трижды он задержался на СТО надолго: после первой аварии (ещё в "застойные" годы), в 2003-м, когда потребовался капремонт двигателя, коробки передач, электрооборудования, светотехники, кузова с заменой старых ("уставших") его элементов с полной перекраской, и после последней аварии, когда её виновник взялся восстановить автомобиль.
"Восьмёрку" не гоняли на СТО - все ремонты выполнялись своими силами (равно как и обслуживание). Даже кузовные. Даже ремоны двигателя: могу разобрать его с завязанными глазами, как автомат Калашникова, и так же собрать. Нет, мы не использовали самое лучшее масло, но лили всегда хорошее. Мы старались не заправляться плохим или не подходящим бензином. Мы не использовали "самые лучшие" запчасти - просто хорошие.
Вы спросите: "а как же столько ремонтов?" Ну что же, второй двигатель был сам по себе не очень (по каким-то причинам не попал на конвейер и пошёл в запчасти), плюс дефицит, плюс обилие подделок. Так он и пыхтел до 1995-го года, и был заменён на двигатель, прошедший на другом автомобиле (равно, как и сам автомобиль) несколько десятков километров. Непопулярными тогда были движки 1300, народ гнался за полуторалитровыми. Но мой движок возил будь здоров! Его, казалось бы, более мощные собратья, догнать меня не могли. Наоборот, я их обходил!
В чём секрет? Всё просто. Со временем всё барахло, которое вынуждены были в своё время поставить, было заменено, в коробке был исправлен застарелый заводской брак, был устранён заводской дефект уже на новом двигателе (подвёл масляный насос - пришлось перебрать весь двигатель, но обошлось без механической обработки). Собрал я его, тщательно подобрав детали, что называется, прямыми руками. И автомобиль поехал! Нет, не так: автомобиль ПОЕХАЛ! Да ещё как!
Как-то, примерно в 2000-м году, знакомый, у которого была новая "99-я", сел в мою "восьмёрку" за руль. И сразу как-то ему взгрустнулось: его автомобиль надо было погоняль, давить на газ, топтать эту самую правую педаль, - но такой резвости не было. Моя "восьмёрка" буквально шла за педалью, почти как троллейбус: чуть прикоснулся - и она уже весело разгоняется, притопил до пола - начал обгонять всех и вся...
Каково же было его удивление, когда он открыл капот! Там стоял бычный 1300-кубовый моторчик с серым блоком цилиндров!
Но особенно мне нравился кузов! Крепкий, долговечный. Казалось, ничто его не может уничтожить - живучий он. Даже после крупных аварий автомобиль не путешествовал в грузовике или на эвакуаторе. В трёх случаях из четырёх он мог передвигаться сам!
Да, ездили мы много. Иногда - очень (как вам пробег порядка 60 тысяч км за год?), иногда - нет. Иногда делали своему "железному коню" подарки: новые задние амортизаторы белорусского производства (более жёсткие, чем стандарт), газовые стойки "Плаза" (и то, и другое отходило более 200 тысяч км! Белорусские - даже чуть больше. Так и продал с ними - проблем не было), замена всех элементов тормозной системы (за исключением трубок) или, например, капремонт (тут уж обошлось без наших трат - машина была в аренде, и за ремонт платил арендатор), или выигранный в одном из конкурсов приз - автомагнитолу Pioner KEH-P7200. За автомобилем следили, он и платил тем же.
Довольно долго все путались и не верили, что машине много лет: выглядел он моложе своего возраста, возил отлично. Но годы всё же берут своё. Дороги разбивают всё и вся. Километры съедают ресурс. Чьи-то шаловливые руки царапают краску, ломают антенны, отрывают зеркала, бьют фонари и фары... Автомобиль, конечно, всё это терпит. Но и он - не вечен! Что с ним случается, думаю, рассказывать не стОит. Он просто изнашивается, старится. В голову лезут разные мысли, что с ним делать: продать, подремонтировать и поездить ещё или... В общем, кто на что решится.
Я - не исключение. Да, жаль расставаться с другом, с членом семьи. И пусть помолчат те, кто считает, что это просто вещь, железо и т. д. Это не так. Мне тяжело было расставаться с другом. Очень. И ему - тоже. Он не хотел уходить. В небольшой мороз вдруг отказался заводиться. Уговорил. Стал глохнуть - опять уговорил, успокоил. Даже масло незадолго до продажи поменял! А он в тёмную декабрьскую ночь 2005-го года взял да спалил лампы в фарах...
Продал я его знакомому парню, с которым прожил в одном дворе много лет. Ездит он не быстро, но лишний раз под капот сам не заглянет. Вот и просилась моя "восьмёрка" обратно, тем более, что некоторое время по ряду причин он ездил по доверенности (но обмен был честным: я обменял автомобиль на деньги, а он - деньги на автомобиль, и претензий у нас друг к другу не было). Но невзлюбила она его, и он променял её на старую "короллу"... А я снял её с учёта, передал все документы новому хозяину. Машина к тому времени стала превращаться в недвижимость. Мне не по себе было от этих мыслей. И я смог только пожелать новому хозяину привести машину в нормальное состояние (он работает на небольшой СТО, поэтому для него это не проблема). На что он сказал, что машина - зверь, и ещё даст фору молодым (и когда покататься успел?), а все недуги - мелочь.
Нет, одно время меня посещали мысли вернуть "восьмёрку" обратно. И брат подбивал на это. Но ему хотелось "тачку на прокачку", или, в крайнем случае, снять "всё лишнее" и погоняться в гонках на выживание... Меня после этих слов чуть кондратий не хватил!
Пишу последние строки, а скупая мужская слеза падает на клавиатуру... Обстоятельства оказались сильнее меня... Вы можете спросить: "как же так, ведь оценки качеств не очень высокие?" Согласен. Объяснение этому - время. Всё меняется, и то, что когда-то вызывало восторг, сейчас уже кажется скучным и обыденным. Вот и у меня за полгода до продажи "восьмёрки" появился другой автомобиль: Honda Accord Wagon.
Да, я изменил "нашемаркам". И не из-за снобизма. А из-за того, что такого автомобиля уже не будет. Никогда. Не любит наш автопром меня. И не только меня. А с тем, что сейчас он производит, я не уживусь.
Но пусть моя "восьмёрка"... Нет, не так. Не "восьмёрка", а "ВОСЬМЁРКА" порадует другого хозяина. У неё получится.
Да будет так.
Аминь...

P. S.: А на прощание - фото непосредственно перед продажей. На снимке она не совсем чистая, но грязь - это свойство наших дорог.
Недостатки
Главная проблема - качество запчастей и расходных материалов. В последнее время оно стало хуже.
В первый год эксплуатации - замена двигателя (по гарантии). Затем - бесконечные ремонты того, что досталось из запчастей (другого двигателя), пока непришла пора его заменить через 150 тысяч пробега. Следующий двигатель прошёл без малого 200 тысяч, и ходил бы ещё. Но опять подвели комплектующие: перегрев, ремонт, а затем, через пару десятков тысяч - "капиталка". А на рубеже в 40 тысяч начал разрушаться масляный насос, из-за чего я и перебрал двигатель (зато потом ездил без проблем).
Был брак в коробке передач, но запчасти почти не потребовались (разве что блокирующие кольца синхронизаторов, замочные кольца и сальники). Переборка, сварка рычага, регулировка подшипников главной пары - и КПП доездила до 350 тысяч, а потом вышел из строя синхронизатор, да и износ других деталей был близок к критическому. В общем, ремонт вышел бы ненамного дешевле новой, в итоге - замена.
Были протечки через уплотнение монтажного блока, расположенного под капотом в коробке воздухопритока. Герметик помог решить эту проблему, но не устранил процесс разрушения элементов блока от коррозии: вода часто попадала внутрь.
Был курьёзный случай с отопителем: в гараже завелись мыши и свили гнездо в вентиляторе отопителя. В результате - сильная вибрация от вентилятора.
Стартеров в автомобиле побывало три, последний поставил при пробеге примерно в 150 тысяч км. Один раз менял на нём щётки, пару раз - втягивающее реле, ну, и смазывал раз или два. Так с этим стартером и продал. Зато генератор только один раз потребовал замены заднего подшипника да пару раз щётки менял в сборе с регулятором (с зачисткой коллектора).
Электрооборудование перебрали на СТО во время "капиталки", заменив проводку и светотехнику, заодно - монтажный блок, блок ЭПХХ, коммутатор. После этого я ещё месяц устранял последствия прикосновений "кривых рук", заменил обратно снятую сервисменами электронику (блок ЭПХХ вышел из строя, а новый коммутатор не смог при нуле градусов выдать искру достаточной мощности).
Во время капремонта на двигателе заменили коловку блока цилиндров. Родную, ВАЗ-21081, не нашли (нету ни в продаже, ни у поставщиков), поставили "83-ю", а у неё диаметр впускных клапанов больше. Боялись за клапана (что они могут касаться поршней, если ослабнет ремень ГРМ, поскольку в поршнях нет глубоких выемок для них), но опасения эти напрасны. А вот характер двигателя изменился и пришлось опытным путём изменять характеристики центробежного и вакуумного регуляторов в трамблёре. Заменённую высоковольтную проводку выкинул (качество - отвратительное: утечки, разрывы изолирующих колпачков) и на время вернул старую, которая поработала ещё какое-то время, пока я не купил действительно хорошие провода.
На СТО при капремонте мне заменили карбюратор. Благо, что старый остался: на него я поставил некоторые детали от нового, отремонтировал его и вернул на место (то есть, под капот) - с ним автомобиль опять поехал, исчезла раздражающая "тупость", расход топлива вернулся к норме.
Были проблемы с бензопроводом, коррозия его састично закупорила. Прочистка тем же методом, что используют сантехники при чистке канализаций, помогла. Для этого использовал трос спидометра от ГАЗ-53.
А вот по ходовой части, по рулевому управлению серьёзных нареканий не было. Про замену стоек и амортизаторов я уже писал, все резинометаллические шарниры я сменил незадолго до капремонта. Задние ступичные подшипники запросто отходили по 250 тысяч, передние меньше 100 тысяч не ходили. А с последним комплектом вообще повезло: более 200 тысяч! Примерно столько же ходили шаровые. А вот верхние опоры передней подвески - лотерея. Даже опоры от именитых производителей нередко осаживались, не отходив и 50 тысяч. Зато с рулевым механизмом повезло: один раз отрегулировал зацепление "шестерня - рейка", и всё.
Кузов. Тут сделали своё дело аварии, дороги и время. Повреждённые элементы менялись, трещины заваривались. А вот рамку радиатора пришлось переделать и усилить: это слабое место всего семейства "Самар". Тут и усилия от растяжек подвески, и реактивные моменты от силового агрегата, а результат - постепенное разрушение. После переделок проблемы не стало!
Были проблемы с замками дверей, но это тоже решилось после небольших доработок: двери открывались и закрывались после этого с глухим чмоканьем, как на дорогих иномарках. Замки, кстати, не менялись! А суть доработок можно почерпнуть из "За рулём", из интернета, из сборников полезных советов.
Долго я точил зуб на систему выпуска. Хотел новую поставить. Но не судьба. Раз, правда, пришлось заменить кусок трубы сразу за стыком приёмной трубы и резонатора: прозевал, что соединение ослабло, а результат - дыры в трубе по стыку. Сварка решила проблему. А остальное так и осталось старым, но работоспособным (хм, найдите мне автомобиль, из выпущенных недавно "нашемарок", у которого бы проблемы с выпуском не появились в первый же год). Была ещё одна проблема, но это опять человеческий фактор: при ремонте на СТО приёмную трубу к коллектору притянули стальными гайками. В результате в скором времени я услышал громкий рык: гайки все открутились. Смена прокладки, установка медных гаек - и опять тишина. Так и продал.
Кажется, всего так много набролось. Так и пробег не маленький: скоро - полмиллиона нелёгких километров. Но уже у нового хозяина.
Напишите свой отзыв

Помогите людям с выбором — расскажите о своем опыте использования автомобиля.

Оставить отзыв
Автор
Александр Горенский
Красноярский край, Россия
Отзыв написан
12 Октября 2007 года
Оценки владельцев
Lada (ВАЗ) 2108 1.3 МТ 1988 г.
Надежность (52)
Управляемость (13)
Проходимость (11)
Динамика (8)
Ликвидность (5)
Салон (5)
Багажник (4)
Экономичность (2)
Дизайн (1)
Обзорность (1)
Микроклимат (1)
Шумоизоляция (3)
Подвеска (2)
Качество сборки (1)
103
6
По отзывам пользователей
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.